Домой Безопасность Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

Высокоманевренный, быстрый, хорошо вооруженный — 25 лет назад, 2 апреля 1996-го, летчик-испытатель Евгений Фролов впервые поднял в воздух экспериментальный Су-37. Напичканный электроникой, с мощными двигателями и современной системой управления, этот тяжелый истребитель должен был помочь ВВС России завоевать превосходство в воздухе. Однако прототип разбился, и программу закрыли. О российских и советских самолетах, построенных в единственном экземпляре, — в материале Издатель34 Новости.

Маневреннее «Раптора»

Су-37 построили на базе модернизированного истребителя Су-27М еще в 1993-м. Однако из-за острой нехватки финансирования к летным испытаниям приступили лишь спустя три года. Первый же полет показал: такой машины у отечественной авиации еще не было. Основное отличие Су-37 от Су-27М, его «визитная карточка» — двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП, разработанные в НПО «Сатурн». Благодаря им летчик с легкостью выполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, такие как «Чакра Фролова», «Кобра», «Колокол» и другие.

Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-37 на МАКС-97

Вектор тяги отклонялся по всем ракурсам. В результате самолет буквально танцует в воздухе, резко меняя направление и скорость. Это позволяет истребителю уходить от ракет, сбрасывать с себя захват РЛС и эффективно сражаться в маневренном ближнем бою с любым противником. В двигателях F119-PW-100, установленных на американских истребителях пятого поколения F-22, к примеру, сопла отклоняются лишь по вертикали.

Еще одно ноу-хау Су-37 — информационно-управляющее поле кабины летчика. В кокпите поставили четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных дисплея, на лобовом стекле — широкоугольный индикатор. Раньше экраны были монохромными. Наконец, ручка управления самолетом располагалась не по центру, между ног летчика, а справа, как на F-16.

К сожалению, 19 декабря 2002 года единственный Су-37 потерпел крушение в 80 километрах от аэродрома Раменское, летчик успешно катапультировался. Программу закрыли. А технические решения, отработанные на Су-37, легли в основу истребителей Су-35С и Су-30СМ, стоящих на вооружении ВКС России.

Необычное крыло

Прототип перспективного истребителя Су-47, впервые поднявшийся в воздух 25 сентября 1997-го, по праву считается одним из самых необычных самолетов в мире. Его особенность — крыло обратной стреловидности. Такое конструктивное решение улучшает управляемость на малых скоростях и взлетно-посадочные характеристики, уменьшает радиолокационную заметность в передней полусфере и повышает аэродинамическую эффективность планера.

Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

© Фото : Пресс-служба ОАО «Компания «Сухой»Экспериментальный истребитель Су-47 «Беркут»

Однако это и сыграло с самолетом злую шутку. Крыло достаточной жесткости можно изготовить только из очень дорогих композиционных материалов на основе углепластика. На прототип денег хватило, но серийное производство, а особенно ремонт и обслуживание, обошлись бы в совершенно неподъемную сумму. Единственный «Беркут» сейчас хранится в музее ЛИИ имени Громова.

Тем не менее в 2006-2007 годах самолет использовали в проекте «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА, впоследствии — Су-57). На Су-47 обкатывали некоторые элементы оснащения «невидимки». Так, именно на этом истребителе реализовали принцип размещения ракетного вооружения внутри фюзеляжа, что значительно снижает радиолокационную заметность. Это техническое решение перекочевало на Су-57. Кроме того, планер изготовили с широким применением композиционных материалов, что теперь считается стандартом для всех боевых самолетов.

Предок МиГа

К созданию истребителя пятого поколения в СССР приступили задолго до проекта ПАК ФА. В 1983-м в ОКБ имени Микояна утвердили «Комплексную целевую программу» работ по планеру, силовой установке, бортовому радиоэлектронному оборудованию и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. Аванпроект защитили в 1987 году, эскизный проект и макет — в 1991-м. Самолету присвоили индекс МФИ — многофункциональный фронтовой истребитель. Опытный образец назвали МиГ 1.44.

Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

CC BY-SA 2.0 / Anna Zvereva / MIG Design Bureau, 144, Mikoyan-Gurevich MiG 1.44Истребитель пятого поколения МиГ-1.44

Самолет должен был развивать скорость до 3210 километров в час, подниматься на 20 тысяч метров. Дальность — не менее четырех тысяч километров. Сверхманевренный, малозаметный, сверхзвуковой полет — в бесфорсажном режиме. Двенадцать внутренних точек подвески, восемь внешних — для любого боеприпаса из широкой номенклатуры авиационных средств поражения того времени. Экипаж — один человек.

Разразившийся в 1991 году кризис поставил крест на проекте. Прототип все-таки поднялся в воздух 29 февраля 2000-го, но вышедшее в 2002 году постановление правительства о Су-57 окончательно похоронило МФИ. Единственный летный экземпляр находится в ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском. Тем не менее наработки, полученные при разработке МиГ 1.44, используют в проекте перспективного легкого истребителя, который пока не получил названия.

Первый блин комом

В 1956 году СССР решил ответить на программу американского сверхзвукового высотного бомбардировщика XB-70 «Валькирия». Этим занялись в ОКБ Мясищева, проект назвали «М-50». В итоге получилась машина классической схемы с треугольным крылом и стреловидным цельноповоротным оперением, фюзеляжем минимального поперечного сечения. В мотогондолах размещались четыре двигателя — два под крыльями и два на их концах. Дальность по проекту — 14-15 тысяч километров, скорость — до 2000 километров в час.

Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

CC0 / Alf van Beem / Экспериментальный реактивный самолет М-50А в экспозиции Центрального музея ВВС России в Монино

Прототип поднялся в воздух 27 октября 1959-го. За год М-50 совершил 11 испытательных полетов, но скорость не превышала 1090 километров в час. Стало понятно, что с имеющимися двигателями звуковой барьер не преодолеть. Силовые установки заменили, однако сверхзвука так и не достигли.

Работы по самолету прекратили в 1961-м из-за несоответствия проектных характеристик реальным, а также развития ракетных средств доставки ядерного боезаряда. Американцы тоже закрыли программу XB-70. Впрочем, идея сверхзвуковых дальних бомбардировщиков не покидала американских и советских авиаконструкторов. В итоге сегодня на вооружении России и США есть такие самолеты, как Ту-160 и B-1B.

Бок о бок

Когда на вооружение ВМФ России приняли палубные истребители Су-33, понадобилась учебно-боевая версия этой машины. Двадцать девятого апреля 1999-го Су-33УБ совершил первый полет. Одна из главных его особенностей — оригинальная схема размещения экипажа: бок о бок, а не один за другим, как обычно на самолетах такого типа.

Единственные и неповторимые. Без каких боевых самолетов оставили Россию

© Издатель34 Новости / Министерство обороны РФПерейти в фотобанкКорабельный истребитель Су-33 ВКС России во время взлета с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Благодаря этому упростилось взаимодействие летчиков во время полета, улучшился обзор вперед-вниз, а это очень важно для посадки на палубу авианосца. В дальнейшем подобную схему расположения экипажа реализовали в истребителе-бомбардировщике Су-34. Кроме того, по сравнению с Су-33 на Су-33УБ больше площадь килей, другая форма переднего и заднего оперения. Это повысило летно-технические характеристики и без того быстрого и маневренного самолета.

Впрочем, Минобороны интереса к этой машине не проявило. Палубных летчиков по-прежнему обучают на Су-33, а также более легких учебно-боевых МиГ-29КУБ. Теплилась надежда на китайцев: они собирались приобрести в России для своего авианесущего флота 40 Су-33УБ. Однако дальше намерений дело не зашло. В сентябре 2009-го проект официально закрыли. Единственный прототип уникальной машины выставлен в музее ЛИИ имени Громова.

Самое читабельное

Володин призвал правительство и ЦБ задуматься о просьбах россиян

Председатель Госдумы Вячеслав Володин выразил надежду, что коллеги из правительства и Центрального банка России, увидев "наказ" жителей депутатам, "задумаются" об этом.Ранее Володин в...

Корабль Crew Dragon отстыковался от МКС для возвращения на Землю

Обновлено На его борту находятся четыре астронавта Корабль Crew Dragon с экипажем миссии Crew-1 отделился от Международной космической станции (МКС) и начал возвращение на Землю....

Постпред РФ: участники встречи с США по ядерной сделке настроены на ее восстановление

Обновлено Предстоит еще решить массу проблем, отметил Михаил Ульянов Представители стран - участниц международной "пятерки" (Россия, Великобритания, Германия, Китай и Франция) на неофициальной встрече с...

Лавров обсудил с главами МИД Киргизии и Таджикистана ситуацию на границе

Обновлено Министр иностранных дел РФ приветствовал договоренности сторон по урегулированию конфликта Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел телефонные разговоры с главами МИД Киргизии и...

Похожие новости

Володин призвал правительство и ЦБ задуматься о просьбах россиян

Председатель Госдумы Вячеслав Володин выразил надежду, что коллеги из правительства и Центрального банка России, увидев "наказ" жителей депутатам, "задумаются" об этом.Ранее Володин в...

Корабль Crew Dragon отстыковался от МКС для возвращения на Землю

Обновлено На его борту находятся четыре астронавта Корабль Crew Dragon с экипажем миссии Crew-1 отделился от Международной космической станции (МКС) и начал возвращение на Землю....

Постпред РФ: участники встречи с США по ядерной сделке настроены на ее восстановление

Обновлено Предстоит еще решить массу проблем, отметил Михаил Ульянов Представители стран - участниц международной "пятерки" (Россия, Великобритания, Германия, Китай и Франция) на неофициальной встрече с...

Лавров обсудил с главами МИД Киргизии и Таджикистана ситуацию на границе

Обновлено Министр иностранных дел РФ приветствовал договоренности сторон по урегулированию конфликта Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел телефонные разговоры с главами МИД Киргизии и...

Путин продлил срок полномочий заместителю министра иностранных дел Сергею Вершинину

Он занимает эту должность с 27 марта 2018 года Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о продлении на один год срока полномочий заместителя министра...