Домой Безопасность "Летчики все знали": почему первые "стратеги" не могли вернуться домой

«Летчики все знали»: почему первые «стратеги» не могли вернуться домой

"Летчики все знали": почему первые "стратеги" не могли вернуться домой

Новые задачи, сложнейшая, разработанная с нуля техника и мощный рычаг давления на политических противников — ровно 80 лет назад на базе 18-й воздушной армии создали Дальнюю авиацию (ДА). Под конец Великой Отечественной ее хотели сократить, но атомные атаки американцев на Японию заставили советское руководство отказаться от этого намерения. В итоге ДА стала ключевым элементом ядерной триады СССР и России.

Длинная рука Кремля

Осенью 1944-го Авиацию дальнего действия (АДД), успешно действующую на фронте с первых дней войны, серьезно реорганизовали. Сформировали 18-ю воздушную армию и включили в нее воздушно-десантные войска.

Командующий АДД маршал авиации Александр Голованов писал в мемуарах: «Можно только представить, какой был бы разгром немцев в Белоруссии, если бы мы после прорыва подготовленной обороны и выхода на оперативный простор могли забросить в тыл два-три корпуса воздушно-десантных войск для перехвата железных и шоссейных дорог, для захвата железнодорожных узлов и переправ, для захвата плацдармов на широких водных преградах, для разгрома штабов и нарушения связи».

Однако позже десантников все же передали в сухопутные войска, а на базе 18-й воздушной армии в апреле 1946-го воссоздали Дальнюю авиацию (ДА) Вооруженных сил СССР.

После ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в Кремле четко осознали: в обострившихся военно-политических условиях требуется самостоятельное авиационное формирование для доставки атомного оружия на расстояние в тысячи километров.

Была серьезная проблема с техникой — в послевоенные годы на вооружении имелись лишь двухмоторные бомбардировщики Ту-2 и Ил-4, а Дальняя авиация нуждалась в совершенно новой мощной и грузоподъемной машине. В то же время американцы уже c 1942-го вовсю применяли бомбардировщики B-29 Superfortress, способные преодолевать более шести тысяч километров.

"Летчики все знали": почему первые "стратеги" не могли вернуться домой

© AFP 2021 / Andrew Caballero-ReynoldsАмериканский тяжелый бомбардировщик дальнего действия B-29 Superfortress

Первый советский

Разработку стратегического самолета поручили КБ Туполева. По иронии судьбы советским конструкторам здорово помогли американцы. В 1944-м на Дальнем Востоке вынужденно приземлились несколько «суперкрепостей». Пилоты уничтожили радиооборудование и системы прицеливания, но в остальном самолеты были полностью исправны.

Это было очень кстати. Летчик-испытатель Соломон Рейдель сумел без всякой технической документации перегнать одну из машин в Москву, где ее разобрали до винтика. А всего через два года в небо поднялись первые отечественные «стратеги» Ту-4. Самолет хоть и был сильно похож на американский, все же во многом отличался от него.

«Тушка» была тяжелее, с другими внутренним оснащением, оборонительным вооружением, бортовыми системами. Топливных баков на межконтинентальный перелет туда и обратно не хватало. То есть летчики, в случае чего, полетели бы в один конец.

Тем не менее самолет приняли на вооружение. К тому же очень скоро экипажи Ту-4 принялись осваивать полеты в Арктику, где оборудовали так называемые аэродромы «подскока» для дозаправки. Таким образом проблему малой емкости баков частично решили. Специально для Ту-4 также разработали систему дозаправки в воздухе — по принципу «крыло в крыло».

"Летчики все знали": почему первые "стратеги" не могли вернуться домой

CC0 / / Поршневой советский стратегический бомбардировщик Ту-4

Полеты «за угол»

Следующий «стратег» Ту-16 получился гораздо совершеннее — это уже был бомбардировщик с турбореактивными двигателями, стреловидным крылом и соответствующей аэродинамикой. Максимальную дальность довели почти до шести тысяч километров, при этом самолет брал на борт девять тонн бомб, в том числе атомных, мог взлетать с грунтовых аэродромов и садиться на них.

Начались полеты в Северную Атлантику или, как выражались летчики, «за угол». Это означало обогнуть Кольский полуостров, пройти вдоль границ Норвегии, Швеции, Дании и Великобритании. Не оставляли без внимания и Тихоокеанский регион, где активность советской авиации выросла в разы.

Ту-16 выпускали десять лет — с конвейера сошли полторы тысячи бортов. Бомбардировщик постоянно модернизировали под новые задачи. На его базе разработали около полусотни модификаций: самолет радиолокационной разведки, постановщик помех, топливный заправщик, ракетоносец, противолодочный, противокорабельный варианты и другие. В том числе первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104.

«Шестнадцатый» эксплуатировали сорок лет — последний списали в 1993-м. Эти машины поставляли в Китай, Египет, Ирак и Индонезию, они участвовали в нескольких ближневосточных конфликтах и Афганской войне.

"Летчики все знали": почему первые "стратеги" не могли вернуться домой

© Издатель34 Новости / Виталий АрутюновПерейти в фотобанкДальний бомбардировщик Ту-16

Легендарные «Медведи»

Практически одновременно с Ту-16 разрабатывали стратегический бомбардировщик с увеличенной дальностью полета — Ту-95. Он должен был взять на борт ядерную бомбу массой не менее пяти тонн, доставить ее на территорию главного вероятного противника — США — и вернуться обратно.

С планером проблем не возникло, главная трудность заключалась в выборе силовой установки. В итоге решили оснастить бомбардировщик четырьмя моторами, однако вопреки мировым тенденциям это были турбовинтовые, а не турбореактивные двигатели. При этом самолет летал со скоростью 900 километров в час и мог преодолеть более 12 тысяч километров с боевой нагрузкой до 12 тонн.

В годы холодной войны «95-е» выполнили тысячи полетов, патрулируя границы стран НАТО и демонстрируя возможность советской авиации доставить ядерное оружие в любой уголок Земли. Прозванные на Западе «медведями», эти машины до сих пор остаются самыми скоростным турбовинтовыми самолетами в мире. Вместе со сверхзвуковыми Ту-22М3 и Ту-160 их усовершенствованные версии — важнейший элемент ядерной триады.

Так, в прошлом году испытали Ту-95МСМ. Бомбардировщик получил новые системы управления, авионику, навигационное оборудование, комплекс вооружения. Боевые возможности выросли почти вдвое.

"Летчики все знали": почему первые "стратеги" не могли вернуться домой

© Фото : Министерство обороны РФТу-95МС

Самое читабельное

В Испании 100 тысяч человек вышли на митинги профсоюзов

Сто тысяч человек, по данным профсоюзов, приняли участие в многочисленных акциях, которые состоялись в Международный день трудящихся в Испании, вместе с колонной по...

Путин обсудил с Курцем борьбу с коронавирусом, ситуацию в Белоруссии и на Украине

Обновлено Российский лидер отметил важность полного выполнения Киевом "Минска-2" Президент России Владимир Путин и канцлер Австрии Себастьян Курц обсудили по телефону борьбу с коронавирусом, а...

Патрушев обсудил с помощником Байдена отношения России и США и возможность встречи лидеров

Обновлено Переговоры прошли по инициативе американской стороны Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев провел в пятницу телефонный разговор с помощником президента США по нацбезопасности Джейком...

Конфликт на границе Киргизии и Таджикистана. Главное

Обновлено Столкновения возобновились 1 мая после договоренностей о прекращении огняСитуация на границе Киргизии и Таджикистана обострилась 28 апреля в результате конфликта между местными жителями из-за...

Похожие новости

В Испании 100 тысяч человек вышли на митинги профсоюзов

Сто тысяч человек, по данным профсоюзов, приняли участие в многочисленных акциях, которые состоялись в Международный день трудящихся в Испании, вместе с колонной по...

Путин обсудил с Курцем борьбу с коронавирусом, ситуацию в Белоруссии и на Украине

Обновлено Российский лидер отметил важность полного выполнения Киевом "Минска-2" Президент России Владимир Путин и канцлер Австрии Себастьян Курц обсудили по телефону борьбу с коронавирусом, а...

Патрушев обсудил с помощником Байдена отношения России и США и возможность встречи лидеров

Обновлено Переговоры прошли по инициативе американской стороны Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев провел в пятницу телефонный разговор с помощником президента США по нацбезопасности Джейком...

Конфликт на границе Киргизии и Таджикистана. Главное

Обновлено Столкновения возобновились 1 мая после договоренностей о прекращении огняСитуация на границе Киргизии и Таджикистана обострилась 28 апреля в результате конфликта между местными жителями из-за...

В Душанбе опровергли киргизские данные об обстреле со стороны Таджикистана

Обновлено  Информация Пограничной службы Государственного комитета национальной безопасности Киргизии об обстреле территории республики со стороны Таджикистана не соответствует действительности. Об этом ТАСС в субботу...