Домой Безопасность "Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

«Су-57 для другого»: зачем Россия строит новый истребитель

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

Легкий, маневренный и недорогой — компания «Сухой» приступила к разработке однодвигательного тактического истребителя пятого поколения. Подобные самолеты сегодня широко распространены за рубежом. В России же привыкли к более мощным машинам с двумя силовыми установками. Издатель34 Новости разбиралось с плюсам и минусами тех и других.

Планы на будущее

Понятно, что в конструкции широко применят технические решения, уже отработанные на истребителях пятого поколения Су-57. Это и радиопоглощающее покрытие, и бортовое радиоэлектронное оборудование, и комплекс вооружения.

У старшей модели также позаимствуют новейший двигатель — «изделие 30». Но опытно-экспериментальную машину временно оснастят испытанным на иностранных истребителях двигателем Ал-31ФН третьей и четвертой серий.

Планируется, что взлетная масса истребителя не превысит 18 тонн. Для сравнения: «пятьдесят седьмой» весит более двадцати пяти. Показатель тяговооруженности, то есть соотношение массы и тяги двигателя, должен равняться единице. При этом, как и у предшественника, — сниженная радиолокационная заметность.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

Максимальная скорость сверхманевренной машины превысит две звуковые. А отклоняемый вектор тяги обеспечит укороченный взлет. Под фюзеляжем, как и у других подобных самолетов, разместят многорежимный воздухозаборник.

По словам военного эксперта Алексея Леонкова, сегодня однодвигательные истребители — общемировая тенденция, соответствующий опыт есть и в России. Конструкторы далеко продвинулись с силовыми установками. Например, у «климовцев» есть реактивный двигатель РД-33. Его модификацию РД-93 китайцы ставили на истребитель-бомбардировщик Chengdu FC Xiaolong. А другой вариант — SMR-95 — адаптировали в ЮАР для истребителей Super Mirage F-1 и Super Cheetah D-2.

Есть версия РД-33 с отклоняемым вектором тяги. Эту систему в нулевых опробовали на опытном МиГ-29ОВТ. К тому же российские инженеры и технологи первыми в мире освоили сопло со всеракурсным отклонением вектора тяги. Повторить это пока не сумела ни одна страна.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

© Фото : U.S. Air Force photo by Lt. Col. Michael Shavers Истребитель Dassault Mirage 5 пакистанских ВВС на фоне F-16. Архивное фото

Преимущества и недостатки

Сильная сторона однодвигательной схемы — цена. Такие самолеты обходятся гораздо дешевле тяжелых истребителей.

«Больше половины стоимости боевого самолета — это силовая установка и топливная система, — поясняет Леонков. — Многие страны хотят иметь на вооружении ВВС дешевую технику, и однодвигательные истребители — наиболее подходящий вариант. Ведь далеко не все могут позволить себе не то что F-35 за сто миллионов долларов, но и что-нибудь попроще за 50».

Что касается боевых качеств, то по бортовому оборудованию, системам радиолокации и маневренности однодвигательные не уступают тяжелым. А разница в боевой мощи из-за меньшей массы не превышает 20 процентов.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

Другой вопрос — живучесть. Ведь у самолетов с двумя двигателями есть возможность дотянуть до аэродрома, даже если один выйдет из строя.

«Американцы не боятся летать на F-35, поскольку уверены, что он «невидимый», — отмечает эксперт. — Угроза для F-35 существует только в странах, располагающих комплексами ПВО, способными его видеть. А это всего несколько государств: ЗРС С-400 есть у России и тех, кому мы поставили эти системы, — у Китая, Индии и Турции. В остальных местах «молниям» опасаться нечего».

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов тоже уверен, что выбор однодвигательной схемы обусловлен в основном экономическими причинами.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

© U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Jensen StidhamАмериканский истребитель F-35A Lightning II

«В интенсивных боевых действиях, когда работают мощная система ПВО и авиация противника, истребитель выполняет пять, максимум десять боевых вылетов. Потом либо уходит в ремонт из-за средств поражения, либо его сбивают. Терять дорогостоящие тяжелые самолеты слишком накладно», — указывает генерал.

По его мнению, любая серьезная военная держава должна обладать технологиями создания недорогих однодвигательных самолетов, чтобы в случае внешней угрозы быстро наладить их массовое производство.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

© Издатель34 Новости / Мария ЧаплыгинаМногоцелевой одноместный истребитель поколения «3+» Цзянь-10 (J-10)

Советский опыт

Компоновка с одним двигателем довольно популярна в мире — это и американские F-16 и F-35, и шведский JAS 39 Gripen, и китайский J-10. Однако наиболее яркий пример и образец эффективного применения подобных машин — советский МиГ-21, наиболее массовый и один из самых воюющих сверхзвуковых истребителей, принявший участие практически во всех крупных военных конфликтах второй половины прошлого века.

Его разработали в конце 1950-х. Тогда ВВС потребовался легкий скоростной самолет, способный перехватывать бомбардировщики и противостоять истребителям противника. Восьмитонный «МиГ» предназначался для боевых действий над линией фронта на небольшом удалении от аэродрома базирования. Вооружение: управляемые и неуправляемые ракеты на четырех точках подвески и 23-миллиметровая пушка.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

Боевое крещение МиГ-21 получил по Вьетнаме. Здесь его главным противником выступил американский F-4 Phantom — более мощный и тяжелый двухдвигательный 20-тонный истребитель превосходил советскую машину по дальности полета и вооружению. Тем не менее за годы войны в боях с «двадцать первыми» США потеряли более сотни «Фантомов». «МиГи» выигрывали за счет скорости и маневренности в воздухе. По советским данным, во Вьетнаме потери «МиГов» — порядка 60 единиц.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

© Издатель34 Новости / Михаил КухтаревПерейти в фотобанкИстребители МиГ-21 на аэродроме. 1970 год

В 1967-м в Шестидневной войне между арабской коалицией и Израилем «МиГи» сражались в «Миражами». Египетские летчики смогли уничтожить только около десяти самолетов противника, потеряв при этом 19 машин. У Израиля было полное превосходство в воздухе — практически весь парк ВВС Египта разгромили на земле, боеспособны были лишь несколько эскадрилий. К тому же уровень подготовки арабских пилотов оставлял желать лучшего.

Затем «двадцать первые» воевали в Афганистане, Ливии, Югославии, Анголе, на границе Индии и Пакистана. Всего с конвейера сошло более 11 тысяч МиГ-21 и его зарубежных копий. Истребитель стоял на вооружении более пятидесяти стран.

"Су-57 для другого": зачем Россия строит новый истребитель

© Издатель34 Новости / Михаил ВоскресенскийПерейти в фотобанкИстребитель МиГ-21 сирийских Военно-воздушных сил

Путин назвал всплеском эмоций события после посадки в Минске самолета Ryanair

Обновлено Президент отметил, что после принудительной посадки самолета лидера Боливии Эво Моралеса в 2013 году со стороны Запада не последовало реакции Президент России Владимир Путин...

Самое читабельное

Слуцкий заявил, что антироссийская истерия стала визитной карточкой европарламентариев

Как отметил глава комитета Госдумы по международным делам, "в функции и компетенцию Европарламента не входят вопросы санкционной политики" Призывы спикера Европарламента к усилению санкций...

Партия Саакашвили приступила к работе в парламенте Грузии после семимесячного бойкота

Обновлено  Грузинская оппозиционная партия "Единое национальное движение", основателем которой является экс-президент страны Михаил Саакашвили, приступает к работе в парламенте после семимесячного бойкота. Об этом...

Похожие новости

Путин назвал всплеском эмоций события после посадки в Минске самолета Ryanair

Обновлено Президент отметил, что после принудительной посадки самолета лидера Боливии Эво Моралеса в 2013 году со стороны Запада не последовало реакции Президент России Владимир Путин...

Слуцкий заявил, что антироссийская истерия стала визитной карточкой европарламентариев

Как отметил глава комитета Госдумы по международным делам, "в функции и компетенцию Европарламента не входят вопросы санкционной политики" Призывы спикера Европарламента к усилению санкций...

Партия Саакашвили приступила к работе в парламенте Грузии после семимесячного бойкота

Обновлено  Грузинская оппозиционная партия "Единое национальное движение", основателем которой является экс-президент страны Михаил Саакашвили, приступает к работе в парламенте после семимесячного бойкота. Об этом...

В электронных праймериз «Единой России» приняли участие более 5,9 млн избирателей

Для проведения очного голосования 30 мая открыты более 45,5 тыс. участков Более 5,9 млн избирателей уже стали участниками электронного предварительного голосования (так называемых праймериз)...

«Уполз с перебитыми ногами»: история ставропольца, сбежавшего из рабства

Сорокачетырехлетний Дмитрий Бурцев со Ставрополья в начале года устроился пастухом на ферму в Калмыкии. Обманом забрав у него паспорт, хозяин пригрозил физической расправой за...